БАМ ДОСРОЧНО!

Опубликовано 09.11.2017

Так решил коллектив транспортных строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

        Свою лепту в решение этой задачи вносили и работники Байкало-Амурской транспортной прокуратуры, созданной приказом Генпрокурора СССР № 46 от 05.11.1980 года. Главное было – обеспечение действенного надзора за исполнением законов по борьбе с некачественным строительством, приписками, очковтирательством.

Строительство БАМа началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР N 561 от 08.07.74 года "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Завершить строительство сквозного БАМа рассчитывали за десять лет. План строительства предполагал строительство магистрали протяженностью 3145 км от г. Усть-Кут (станция Лена Восточная) до Комсомольска-на-Амуре, прокладку второго пути длиной 680 км на уже построенном участке Тайшет-Лена и однопутную 400-километровую железную дорогу БАМ-Тында-Беркакит, Всего общей сложности 4225 км путей.

        Строительство магистрали еще не было завершено, но по ней уже доставлялось значительное количество всевозможных материалов, леса, угля.

        Прокуратура (действовавшая на правах областной), как лично, так и через входящие в ее состав транспортные прокуратуры: Тындинская (прокурор Белый В.В.), Байкальская (прокурор Алексеев В.М.), Чарская (прокурор Сагадаров М.Д.), Нерюнгринская (прокурор Хлыстунов В.Г.), Ургальская (прокурор Окунев В.С.) принимала меры к усилению надзора за исполнением законодательства о сохранности грузов и подвижного состава, снижению сверхнормативных простоев вагонов, обеспечению безопасности движения поездов, соблюдению требований по охране труда.

        Работников прокуратур нередко можно было встретить на предприятиях строителей и железнодорожников, где они проверяли состояние законности, проводили беседы, выступали с лекциями. На предприятиях железнодорожного транспорта работникам прокуратуры предоставлялись отдельные оборудованные кабинеты, в которых они вели приемы работников, принимали жалобы и тут же на месте устраняли выявленные нарушения.

        Первым Байкало-Амурским транспортным прокурором в ноябре 1980 года был назначен Кулешов В.Г., до назначения работавший заместителем прокурора Амурской области и внесшим значительный вклад в организацию и становлению прокуратуры на БАМе.

        Кулешов В.Г. родился 25 сентября 1935 года на ст. Поздеевка Ромненского района Амурской области, в 1965 году закончил Хабаровский факультет Всесоюзного юридического заочного института, работал помощником Свободненского межрайонного прокурора Амурской области, прокурором Шимановского района Амурской области.

        Сложность в подборе кадров заключалась в том, что прокуратура располагалась не в областном, а в районном центре (г. Тында) и Виктору Георгиевичу приходилось обращаться за помощью буквально ко всем региональным руководителям прокуратур краев и областей Союза.

В течение первой половины 1981 года аппарат Байкало-Амурской транспортной прокуратуры был укомплектован специалистами из Амурской, Воронежской, Брянской, Ленинградской областей и других регионов страны. Основным требованием со стороны Кулешова В.Г. к вновь принимаемым на работу в прокуратуру специалистам была их необходимая честность, добросовестность, высокопрофессиональность.

        Заместителем Байкало-Амурского транспортного прокурора был назначен Казаков Е.М. , начальником следственного отдела Дугинов В.В. Прокурорами следственного отдела являлись Шушпанов А.А., Литвиненко Ю.В., Крючко А.Ф.

В связи с отсутствием возможностей для предоставления отдельного помещения прокуратуре ее аппарат пять лет располагался в нескольких комнатах средней школы № 8.

Во внутренней структуре прокуратуры функционировали отдел общего надзора, следственный отдел, имелись старшие помощники прокурора по надзору за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, по кадрам (Романов А.А., Бобков Ю.М., Струков В.И.)

        Зона ответственности за соблюдением законности на строящейся магистрали тоже была необычной по своей структуре и являлась уникальной и единственной в своем роде среди других транспортных прокуратур.

Кроме предприятий железнодорожного и воздушного транспорта, предприятий и организаций Министерства транспортного строительства, занятых на строительстве БАМа, территориально под надзором у транспортных прокуроров находились все населенные пункты (в том числе г. Тында с населением 65 тыс. чел.), входящие в 10-километровую полосу отвода от железнодорожной линии на всем протяжении БАМа от ст. Лена Восточная в Иркутской области до ст. Ургал-1 в Хабаровском крае, а также участок Известковая – Ургал - Чегдомын, участок Ургал - Березовка (Дуки), находящимся во временной эксплуатации Министерства транспортного строительства СССР, через территории Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей, южной части территории Якутской АССР.

Такая поднадзорность существовала до сдачи отдельных участков БАМа в постоянную эксплуатацию и передачи организации движения от отделений временных эксплуатаций (ОВЭ) к отделениям дороги БАМ ж.д Тындинскому, Северобайкальскому и Ургальскому (НОДы).

На станции Куанда в Каларском районе Читинской области 01 октября 1984 года состоялась укладка "золотого" звена БАМа, но и после этого железная дорога еще не приобрела свои окончательные очертания. Ещё не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР.

Различными видами транспорта работникам прокуратуры приходилось добираться до мест происшествия: и на восстановительных поездах, которые оперативно отправлялись к месту схода вагонов и на которые необходимо было успеть, и на вертолетах, и на попутных машинах вдоль строящейся магистрали. При этом, немецкие грузовые машины «Магирус» за их комфорт в кабинах водителей пользовались особой популярностью у следователей в их бесчисленных командировках. В то время транспортными следователями являлись Белый В.В., Бетин В.А., Левин М.А., Лазуко Ф.Ф., Лазарев В.Л., Смирнов В.И. Прокурором-криминалистом, неизменно сопровождавшим следователей при выездах на места происшествий, был Венскевич Н.И.

Основной проблемой на Центральном участке БАМа в зимнее время были частые сходы подвижного состава на кривых малого радиуса. Причиной крушений грузовых поездов являлись уложенные и эксплуатируемые рельсы марки Р50 и пришедшие на БАМ новые мощные трехсекционные тепловозы 3ТЭ10М, которые не вписывались в кривые, в результате чего ломали под собой рельсы. Только замена в 1987 году прежних рельсов на рельсы марки Р65 позволила исключить причины сходов поездов и причинение ущерба государству.

В практике транспортных следователей были и курьезные случаи нарушения правил эксплуатации железнодорожного транспорта, которые влекли за собой причинение большого материального ущерба.

Надзор со стороны прокуратуры был активизирован практически по всем направлениям деятельности, что позволило оказать позитивное влияние на состояние законности на территории БАМа, что тоже способствовало плановому окончанию строительства.

После выполнения основной задачи по организации деятельности Байкало-Амурской транспортной прокуратуры Кулешов В.Г. был переведен в прокуратуру Амурской области, а сменившие его в разные годы прокуроры (Панкратов А.А., Басин В.И.) продолжили его работу.

В 1989 году был подписан акт государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМа и магистраль была передана в ведение Министерства путей сообщений.

В связи с завершением строительства БАМа (в основном) и выполнением поставленных перед ней задач, Байкало-Амурская транспортная прокуратура приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 121-ш от 01.08.97 года была ликвидирована с передачей подчиненных ей транспортных прокуратур в другие транспортные прокуратуры (Забайкальская, Дальневосточная, Восточно-Сибирская).

        За вклад в обеспечении законности при строительстве и эксплуатации БАМа значительная часть работников Байкало-Амурской транспортной прокуратуры были награждены от имени Президиума Верховного Совета СССР почетной и престижной медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Тындинский транспортный прокурор

1983-1992 г.г. В.В.Белый